Общественная экологическая экспертиза

В соответствии со ст. 20 Закона об экологической экспертизе общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

 

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременной с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

 

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

 

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов государственной экологической экспертизы, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

 

Из п. 1 ст. 23 Закона об экологической экспертизе следует, что общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

 

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

 

Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

 

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

 

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в  проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

 

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона об экологической экспертизе заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Ростехнадзор).

 

Заключение общественной экологической экспертизы направляется федеральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы, Заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе (применительно к материалам ОВОС строительства и эксплуатации АЭС на территории России — АО «Концерн Росэнергоатом»), органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.