Комментарии

29.03.2022 13:03:00

Гендиректор «Аккую Нуклеар» Анастасия Зотеева: «АЭС «Аккую» – это самый крупный инвестиционный проект в истории российско-турецких отношений»

Сколько будет стоить киловатт производимой на первой в Турции АЭС электроэнергии? Как атомная станция поможет республике добиться снижения выбросов парниковых газов? Почему у турецких инженеров-атомщиков горят глаза, а вокруг стройки резко выросли цены на жилье?

Обо всём этом национальному турецкому телеканалу «NTV» рассказала в большом интервью Генеральный директор «Аккую Нуклеар» Анастасия Зотеева:

— На проекте сейчас работает около 20 тысяч человек. Строительство одновременно идет на четырех блоках и это уникальная ситуация для проектов сооружения АЭС.

На первом блоке мы приступаем к важнейшему технологическому мероприятию – сварке ГЦТ (главного циркуляционного трубопровода). Если проводить аналогию с человеческим телом, то это соединение сердца с сосудами и всей кровеносной системой. Трубопроводы соединяют атомный реактор с парогенераторами и главными циркуляционными насосами. К этой сложной операция мы уже готовы, начнем ее в ближайшее время. Затем установим полярный кран, который будет участвовать в том числе и в загрузке топлива, и закроем купол реакторного здания. В этом же году у нас начинается подготовка к монтажу турбины, необходимой для производства электроэнергии на первом энергоблоке.

На втором блоке в 2022 году, а мы планируем вводить блоки последовательно, с разницей в год, смонтируем корпус атомного реактора. Мы применяем уникальную технологию монтажа, так называемую «open top» – когда оборудование монтируется огромным строительным краном грузоподъемностью в 3000 тонн до устройства купола реакторного здания. Кран поднимает корпус реактора и с высокой точностью устанавливает его в проектное положение.

На третьем блоке мы в этом году установим ловушку расплава – наше ноу-хау, уникальную разработку российских ученых и один из важнейших элементов пассивных систем безопасности будущей станции. Говоря проще, это металлическая емкость из стали, устойчивая к высоким температурам, которая устанавливается под корпусом реактора. Она заполнена специальным жертвенным материалом, который свяжет и локализует расплавленную активную зону, герметизирует и консервирует. Таким образом, исключается попадание радиоактивных материалов в окружающую среду. Это лишь один из элементов многокомпонентной системы безопасности эксплуатации атомной электростанции.

На четвертом блоке мы приступили к подготовке фундаментов реакторного здания и турбинного отделения. Таким образом, стройка идет полным ходом на всех блоках. Помимо сооружения основных зданий реакторов и турбин мы возводим еще 560 объектов общего и вспомогательного назначения, которые необходимы для функционирования АЭС: морские гидротехнические сооружения, водоподготовка, физическая защита, склады, здания для обработки, переработки, хранения топлива, очистные сооружения, опреснительные установки и пр.

Пандемия, конечно, заставила всех перестроить свою работу. Но наша стройка не останавливалась ни на день. Мы на ранней стадии грамотно мобилизовали все имеющиеся ресурсы, выстроили логистику, усилили все меры безопасности и продолжили работать.

В чем уникальность проекта:

Во-первых, это одна из крупнейших строек мира и самый крупный инвестиционный проект в истории российско-турецких отношений. Объем инвестиций – порядка 20 млрд долларов. Во-вторых, у нас мультинациональный генеральный подрядчик – довольно редкая история в мировом атомном строительстве. Генподрядчик – компания ТИТАН 2 ИДЖ ИЧТАШ ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ, совместное предприятие 50 на 50. Это уникальный пример продуктивного взаимодействия российского и турецкого профессионального сообщества, и модели управления сооружением.

По межправительственному соглашению между Россией и Турцией первый блок мы должны сдать в течение семи лет после получения всех разрешительных документов на строительство – это 2025 год. Но мы делаем всё возможное, чтобы завершить строительные работы на первом блоке к 2023 году. Сроки – это тоже уникальная особенность: высокая скорость возведения сложного технологического объекта одновременно с соблюдением всех требований безопасности, которые для атомных станций жесточайшие.

Полную версию интервью можно прочитать здесь

Источник: Газета «Страна Росатом»


Возврат к списку