Комментарии

18.09.2020 17:48:00

Цифровизация в атомной промышленности – сложный, но необходимый процесс. О нём рассказывает Сергей Мигалин, заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам «Росэнергоатома»

Концерн «Росэнергоатом» (входит в Электроэнергетический дивизион Госкорпорации «Росатом») –  крупнейшая структура дивизиона и оператор всех АЭС России: от Ленинградской области до Чукотки. Цифровизация в атомной промышленности – сложный, но необходимый процесс. О нём рассказывает Сергей Мигалин, заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам «Росэнергоатома»:

– Атомная энергетика – одна из наиболее закрытых и консервативных отраслей промышленности. С какими особенностями цифровой трансформации вы сталкиваетесь?

 Да, атомная отрасль достаточна консервативна. Мы работаем под лозунгом: «Safety first!» или «Безопасность превыше всего!». Из-за этого внедрение инновационных технологий в отрасли идет медленнее, чем в других секторах промышленности. Любая система должна пройти длинный путь тестирования и апробаций перед тем, как использоваться в работе на действующей АЭС.

Цифровизация для нас – это, в первую очередь, не про тренды и моду, а про практическое применение и эффективность. Мы рассматриваем любую инновацию именно через эту призму.

Еще одна особенность в том, что Концерн «Росэнергоатом» – огромный промышленный холдинг, включающий в себя сложное оборудование, требующее особых процессов по поддержке и эксплуатации. Один блок АЭС состоит из более 200-300 тыс. позиций оборудования, а у нас сейчас таких блоков – 38. Никакие стандартные решения не могут удовлетворить наши потребности.

Для поддержки цифровой трансформации и разработки собственных решений в 2019 г. мы создали Центр цифровых технологий, который занимается созданием импортонезависимых цифровых продуктов, анализом и пилотированием новых технологий, НИОКР, а также занимается стратегическими задачами по импортозамещению и цифровизации в рамках работы ассоциации «Цифровая энергетика».

– Можете ли вы выделить основные направления цифровизации в Концерне?

Сейчас у нас есть два ключевых направления. Первое – создание комплекса цифровых платформ, который мы называем «Шаблон эксплуатации АЭС». С его помощью будет достигнута оптимальная работа станций, а также снизятся удельные затраты на выработку электроэнергии.

Второе направление не связано непосредственно с производством электроэнергии. Последние 4 года мы занимаемся развитием сети дата-центров. Зачем нам это? Все просто, АЭС – это огромный поток критических данных. Просто представьте, на каждой единице критического оборудования находятся до 1000 точек, измерения с которых идут в режиме, близком к реальному времени. И эти критические данные нужно где-то безопасно хранить и обрабатывать.

– Можете подробнее рассказать о том, что такое «Шаблон эксплуатации»? Это внутреннее решение по повышению эффективности ваших станций? Или можно назвать это цифровым продуктом?

 Если говорить кратко, то это комплекс интегрированных и связанных между собой цифровых решений на основе накопленных фундаментальных знаний отрасли, которые поддерживают все процессы жизненного цикла станции: от проектирования до вывода из эксплуатации. Это процессы управления капитальным строительством, техническим обслуживанием и ремонтами оборудования станции, персоналом самой станции и работающих на ней подрядчиков, взаимодействием с энергетическим рынком и потребителями, взаимоотношениями с партнерами и поставщиками и т.д.

Важным компонентом Шаблона являются «цифровые ассистенты». Это инструменты, которые служат для повышения эффективности и безопасности работы АЭС. Уже сейчас некоторые из них активно применяются и пилотируются – видеоаналитика работы персонала и соблюдения техники безопасности на основе искусственного интеллекта, предиктивная аналитика ремонтов оборудования, биометрические датчики и мониторинг здоровья персонала, виртуальная среда обучения и тренажеры и т.д.

Пилотирование самого Шаблона эксплуатации и отдельных его компонентов уже начато на российских станциях. А с 2023 г. мы планируем предлагать его зарубежным АЭС российского дизайна, в том числе возводимым Росатомом по модели BOO (Build-Own-Operate).

Мы создаем Шаблон именно в продуктовой логике: с поддержкой, разработкой и коммерческой стоимостью. При этом для зарубежных станций это будет не просто тиражирование, а адаптация под каждый проект, с учетом языковых и культурных особенностей региона.

– Вы ранее упомянули, что ЦОДы строились для хранения собственных данных, но наверняка к ним есть и коммерческий интерес?

 Да, мы действительно планировали строить ЦОДы исключительно для размещения собственных информационных ресурсов, но очень скоро мы увидели, что наши ЦОДы интересны и коммерческим заказчикам. Дата-центры, расположенные рядом с АЭС, обеспечивают гарантированное энергоснабжение и имеют максимальный уровень физической защиты, так как это ядерный объект. И это, безусловно, сильное конкурентное преимущество на рынке. В 2019 г. мы открыли ЦОД «Калининский», который стал одним из крупнейших дата-центров в России и Европе. Он рассчитан на 4800 стоек, 1000 из которых приходятся на нужды «Росэнергоатома», а остальные отданы в аренду якорному партнеру – ПАО «Ростелеком» для размещения коммерческих заказчиков.

Сегодня создание геораспределенной и катастрофоустойчивой сети ЦОД является одним из флагманских цифровых проектов госкорпорации Росатом. Концерн «Росэнергоатом» определен отраслевым интегратором ЦОД и уже сейчас понятно, что это становится для нас очень серьезным направлением бизнеса. Мы ставим себе цель войти к 2024 г. в ТОП-5 ключевых участников российского рынка ЦОД с объемом выручки более 10 млрд. рублей. В ближайшей перспективе мы будем предлагать этот продукт и  зарубежным клиентам в тех странах, где Росатом уже строит или планирует строить АЭС.

В программу развития на горизонте ближайших трех лет включено создание еще четырёх дата-центров на территории России – Москва, Санкт-Петербург, Иннополис.

Кроме этого, мы реализуем проект по размещению модульных ЦОДов на инфраструктурных площадках. Повышенный интерес к ним проявляют клиенты, чья деятельность связана с майнингом, созданием прикладных решений на базе блокчейн и смарт-контрактов, а также участники рынка компьютерной графики и рендеринга.

Сейчас уже функционирует площадка в Тверской области, рядом с Калининской АЭС. Скоро будут развернуты площадки в Калининградской, Мурманской, Томской и Иркутской областях.

– Буквально на днях, 10 сентября вы торжественно открыли площадку строительства ЦОД в Иннополисе. Почему он реализуется именно в Татарстане?

Инвестиции в новые дата-центры оправдывают себя и пока все мощности собраны преимущественно в Москве. Но мы понимаем, что они очень нужны и в регионах. Особенно, когда речь идет о таком передовом регионе, как Татарстан.

В этом проекте, можно сказать, сошлись все звезды. С одной стороны, для Татарстана создание информационной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений развития. С другой стороны, Росатом имеет уникальный опыт создания масштабных и надежных инфраструктурных решений для атомной отрасли, который в скором времени смогут оценить государственные и коммерческие заказчики региона.

Этот дата-центр может стать крупнейшим в Приволжском федеральном округе. В рамках первой очереди строительства будущий ЦОД рассчитан на размещение 500-1000 стоек ИТ-оборудования, с возможностью увеличения до 2000 стоек общей мощностью 16 МВт. Уже идут проектно-изыскательские работы, а после их окончания во II кв. 2021 г. мы рассчитываем приступить к строительству. Ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован на вторую половину 2022 г.

Реализацией и развитием проекта строительства дата-центра будет заниматься наша «дочка» «Атомдата-Иннополис», которую мы сейчас регистрируем в качестве резидента ОЭЗ «Иннополис». Сам же «Иннополис» предоставит для проекта свои площади, квалифицированные кадры и необходимую инженерную инфраструктуру. Параллельно с этим мы рассматриваем варианты партнерства и совместных предприятий с ведущими операторами рынка ЦОД Татарстана.

Возврат к списку