Комментарии

12.04.2019 16:29:00

Алексей Лихачев, генеральный директор Госкорпорации «Росатом»: «Целевой показатель эффективности развития СМП - повышение качества жизни людей»

Алексей Лихачев, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

– В России складывается взаимодействие между разными игроками, разными интересантами, которые связывают свое будущее и свой успех с развитием северных территорий и Северного морского пути. В этой части у Росатома важная задача. С одной стороны, мы – единое окно для бизнеса и для регионов для реализации коммерчески значимых проектов. У этих проектов много своих тонкостей. Это и круглогодичное использование Северного морского пути, и коммерческая скорость перевозки, и комфортная атмосфера в портах, на объектах инфраструктуры СМП. В любом случае, это предмет сотрудничества между властью, бизнесом и международным транспортным сообществом.

Второй момент – это необходимость координации разных органов исполнительной власти и представителей регионов. В одиночку никто не справится с задачами, стоящими на СМП, и в этом смысле механизмы взаимодействия между разными ведомствами, включая и МЧС, и Пограничную службу, должны быть поставлены на более высокий уровень.

Третий момент – целевой показатель эффективности проекта. Это повышение качества жизни людей, находящихся в Арктических регионах, людей, вовлеченных в транспортные, инфраструктурные, добычные проекты. Росатом здесь будет делать со своей стороны всё, чтобы быть полноправным участником проектов освоения северных территорий.

Вызовов на 2019 год много. Мы должны получить первый атомный ледокол в конце этого года, это большой вызов и для нас, и для кораблестроителей. Мы должны сложить механизмы финансирования четвертого и пятого универсальных ледоколов, законтрактовать их. Мы должны сделать всё, чтобы ледокол «Лидер» был законтрактован в следующем году, чтобы были завершены все работы нулевого этапа по проекту. Мы должны наладить взаимодействие и с Минтрансом, и с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Задач много, но самой главной является на сегодняшний день организация под эгидой Росатома координации всего ледового движения. Это запуск Штаба морских операций, это регламент межведомственного взаимодействия всех заинтересованных ведомств, в том числе и силовых структур на СМП, и выход на единую систему управления ледовым движением на территории Северного морского пути.

Мы исходим из того, что в будущем году пойдет полнокровное финансирование проекта ледокола «Лидер». Проектные работы, работы нулевого этапа в этом году по «Лидеру» идут. Они финансируются за счет средств Минпромторга, Росатома, Роснефти. Полная контрактация и выход на штатную работу запланированы на следующий год. Мы надеемся, что получим его в эксплуатацию в 2026-2027 годах.

Мы сможем обеспечить круглогодичную навигацию и до 2030 года, более того, мы и сейчас можем провести суда в течение всего года, вопрос в коммерческой составляющей – насколько скорость будет соответствовать требованиям перевозчика (не менее 10-12 узлов в час) и насколько работа будет построена по принципу business as usual – то есть это будет не спецоперация с привлечением всех сил, а работа  штатном, прогнозируемом режиме. Это связано не столько с возможностями самих ледоколов, сколько с потребностью в этих перевозках со стороны недропользователей и грузоотправителей и наличия соответствующего ледокольного флота. Мы воспринимаем все 2020-е годы как подготовку к круглогодичному использованию СМП и в части ледокольного флота, и в части грузового флота, и в части подготовки глобальных логистических компаний.

Центр энергетической экспертизы

Возврат к списку