Журналистам

10.04.2019 09:57  Управление информации и общественных связей Ленинградской АЭС

Ленинградская АЭС готова привлекать к экологическому мониторингу общественных инспекторов

Общественные активисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области обсудили 8 апреля 2019 г. за круглым столом подходы к работе общественных экологических инспекторов на атомных территориях. 

Представители 30-ти общественных организаций, комитетов природопользования и экологического надзора Правительства Ленобласти,  вузов, СМИ, Общественного совета Росатома, Природоохранного союза России, депутаты ЗакС Ленобласти, эксперты Ленинградской АЭС встретились на площадке торгово-промышленной палаты Правительства Ленинградской области.

По российскому законодательству, в общественном экологическом контроле участвуют граждане с необходимым уровнем знаний в области природоохранного законодательства, организации надзора за деятельностью предприятий. Приказ Минприроды определяет порядок выдачи удостоверений и организации деятельности общественных экологических инспекторов. Но выдача удостоверений – лишь малый шаг до реального влияния граждан на экологическую безопасность. Как получить результат, полезный обществу? На этот вопрос и пытались ответить участники круглого стола, инициированного Общественным Советом Росатома.  

Центр присутствия Росатома в Ленинградской области – город Сосновый Бор, здесь находится не только крупнейший производитель электроэнергии на Северо-Западе Ленинградская АЭС, но и другие крупные атомные предприятия – НИТИ им. Александрова, Ленинградский филиал ФГУП «РосРАО», ЦКБМ, ВНИПИЭТ; а также строительный холдинг «Титан-2», научно-исследовательский институт НИИ ОЭП. Поэтому традиционно здесь ни одно решение не принимается без обсуждения с заинтересованными сторонами. 

С докладом о работе ЛАЭС в области экологической безопасности выступила начальник отдела охраны окружающей среды Александра Ткачева. «Наладить работу общественных экологических инспекторов - процесс выигрышный для всех, - считает Александра Ткачева. -  В наших общих интересах – найти виновников возможных загрязнений и области для улучшений, устранить недостатки, которые негативно влияют на окружающую среду. Мы готовы привлекать к производственному экологическому мониторингу общественных инспекторов». 

В центре обсуждения оказался вопрос профессиональной подготовки инспекторов, уровень необходимых знаний и методов контроля окружающей среды. Поэтому среди приглашенных были руководители технических, медицинских вузов, Технической академии Росатома, школьных экологических центров. 

Михаил Баркан, доцент кафедры геоэкологии Санкт-Петербургского горного университета предложил учебные ресурсы вуза для подготовки общественных инспекторов: «После событий на Чернобыле 80% мониторинга состояния территории было сделано именно сотрудниками Горного университета, у нас накоплен огромный опыт и учебная база. Мы всецело поддерживаем необходимость подготовки общественных инспекторов и готовы к сотрудничеству». 
Такое же намерение выразил директор Санкт-Петербургского филиала Технической академии Росатома Таир Таиров: «Самое важное – это образование общественных инспекторов. Потому что ты должен не только хотеть сделать мир лучше, но и подходить к вопросу со знанием дела». 

Еще одной темой стал этический аспект и мотивация инспекторов. «Люди станут доверять общественным экологическим инспекторам только в том случае, если в основе действий будет лежать гражданская позиция, желание убедиться в безопасных условиях жизни граждан, если они будут свободны от коммерческих и политических интересов», - считает Владимир Решетов,  к.т.н., член научно-технического совета по проблеме Красного бора. 

«Общественное экологическое движение может влиять на сохранение окружающей среды и рациональное использования природных ресурсов, - уверена Вероника Тарбаева, председатель Природоохранного союза России. – Общественный экологический контроль обладает серьезным преимуществом - независимостью от государственных структур и ведомственных интересов, поэтому в большей степени отражает интересы населения. Главное для нас сегодня - найти точки соприкосновения с государственными природоохранными структурами, чтобы от работы общественников был реальный результат. Это очень хорошо, что сегодня Общественный совет Росатома собрал такой широкий круг заинтересованных сторон. Вопросов много, проблем много, их нужно обсуждать, и последовательно с ними работать». 

Для развития института общественных инспекторов Юрий Шевчук, председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области, представил на круглом столе концепцию «социальной диверсификации»: «Необходимо привлекать к улучшению жизни вокруг максимум людей, каждый из которых действует в интересах всеобщего блага, решая проблемы, не меняя политической жизни. В 2018 году мы провели ряд встреч с жителями города, круглые столы в Петербурге по обсуждению возможного развития Соснового Бора при выводе из эксплуатации блоков РБМК-1000 ЛАЭС. Нужно сообща рассказывать людям и давать инструменты законного влияния на сохранение здоровой окружающей среды». 

«Общественные экологические инспекторы могут сыграть положительную роль в просвещении жителей, помогут снизить градус «радиотревожности» при должном уровне подготовки, - отметила Наталья Давыдова, член Общественного Совета Росатома. – Если мы сообща сможет дать ему базовые знания, наладить взаимодействие с профильными отделами на крупных предприятиях, проведем мастер-классы, образовательные проекты, направленные на школьников и педагогов. Мы готовы методически и организационно помогать в подготовке общественных экологических инспекторов». 

По итогам круглого стола была принята основа резолюции, которая рекомендует привлекать к просвещению населения в области повышения экологической грамотности представителей органов власти, вузов и школ Ленинградской области. Комитету государственного экологического контроля Ленинградской области - включать экспертов атомной отрасли в комиссию по оценке кандидатов в общественные экологическое инспекторы. Общественному совету Росатома - содействовать обучению и подготовке к аттестации общественных экологических инспекторов, подготовке их в области ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, радиоэкологии.

Справка:
Общественный совет Росатома — это площадка для диалога госкорпорации и заинтересованных организаций и представителей гражданского общества по вопросам деятельности предприятий атомной отрасли. Он был создан в 2006 году и за почти полтора десятка лет стал рабочим инструментом разрешения многих проблем во взаимодействии атомнопромышленного комплекса и общественности. В рамках работы с регионами через сеть своих приемных и с помощью проведения различных мероприятий Общественный совет уже оказывает помощь в становлении экологического экспертного сообщества в регионах присутствия атомной отрасли. Общественные эксперты получили возможность повышать свою квалификацию, расширять познания о принципах работы атомных объектов. Таким образом, поддержка формирования института общественных экологических контролеров — логическое продолжение этой работы. Ранее намерение поддерживать работу общественных инспекторов Общественный совет Росатома озвучил на круглом столе в Челябинской области.

Ленинградская АЭС является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом», расположена в городе Сосновый Бор, в 40 км западнее Санкт-Петербурга на берегу Финского залива. ЛАЭС является крупнейшей в России по установленной мощности 4200 МВт и единственной с двумя типами реакторов: в работе три действующих энергоблока РБМК-1000 (уран-графитовые ядерные реакторы канального типа на тепловых нейтронах электрической мощностью 1000 МВт) и один энергоблок поколения 3+ ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор электрической мощностью 1200 МВт). Первый в стране энергоблок РБМК-1000 остановлен для вывода из эксплуатации 21 декабря 2018 г. Продолжается сооружение энергоблока № 2 ВВЭР-1200. Заказчик-застройщик проекта сооружения замещающих мощностей Ленинградской АЭС - АО «Концерн Росэнергоатом»; генеральный проектировщик - АО «АТОМПРОЕКТ», генеральный подрядчик - АО «КОНЦЕРН ТИТАН-2».


Возврат к списку